Cамолет РЭБ EA-6B Prowler

Cамолет РЭБ EA-6B Prowler

Палубный самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler предназначен для постановки помех радиолокационным средствам противника при прорыве ПВО группами ударных самолётов. Создан на базе палубного штурмовика A-6A Intruder. Во второй половине 1960-х гг. фирма «Грумман» разработала и запустила в серию новую модификацию самолёта РЭП — EA-6B Prowler. Контракт на её создание она получила в 1966 г. Первый полёт опытного образца состоялся в мае 1968 года. Принципиальным отличием EA-6B от EA-6A стала удлинённая на 1,02 м носовая часть фюзеляжа, где размещались четыре члена экипажа. Ещё два человека должны были управлять усовершенствованным оборудованием РЭП. Основной задачей EA-6B считалась защита надводных кораблей и самолётов постановкой помех РЛС и системам связи противника, а также защита от противокорабельных ракет.

Cамолёт EA-6B Prowler имел некоторью общие черты с EF-111A «Рэйвен», предназначенным для ВВС и поступившим на вооружение немного позднее. Выступающий обтекатель на киле, в котором находились приёмные устройства системы разведки, обеспечивавшие обнаружение РЛС противника на большой дальности, выполнялся аналогичным для обоих типов самолётов. Кроме того, оба оснащались тактической системой РЭП AN/ ALQ-99, как основной. ЕА-6В имел меньшую степень автоматизации по сравнению с «Рэйвеном», который хоть и был крупнее, но нёс экипаж всего из двух человек.

EA-6B Prowler при своём появлении превосходил по эффективности в три-пять раз любой другой самолёт РЭП, имевшийся в США, и во много раз — машины аналогичного назначения других стран. Во время лётных испытаний была доказана его способность оказывать противодействие захваченным на Ближнем Востоке советским радиолокаторам, в том числе РЛС поиска и сопровождения ЗРК С-75. В ходе доводки оборудования его дополнили аппаратурой, действовавшей в неперекрывавшихся ранее диапазонах частот. К нему относились передатчики, работавшие в высокочастотной части сантиметрового диапазона и на некоторых участках дециметрового, а также аналоговые и цифровые самописцы. Теперь стало возможным создание помех нескольким источникам электромагнитного излучения с помощью одного передатчика.

Установка дополнительного оборудования массой около 900 кг оказалась возможной, поскольку конструкторы в расчёте на дальнейшее развитие комплекса РЭП оставили в самолёте почти полкубометра пустого пространства. Общая масса БРЭО, находившегося внутри самолёта, достигла 3600 кг, кроме того, в каждом из контейнеров, подвешиваемых на четырёх подкрыльных пилонах и по оси фюзеляжа, можно было разместить дополнительное оборудование (по 427 кг в каждом). EA-6B Prowler по сравнению с EA-6A имел более прочную конструкцию, рассчитанную на длительные полёты на небольших высотах. По лётным характеристикам он примерно соответствовал штурмовику A-6A.

В зависимости от обстановки EA-6B Prowler мог применяться как дистанционный передатчик радиопомех или постановщик помех при сопровождении группы самолётов. В комплект специального оборудования входили средства дезориентации радиолокационных станций, включая системы AN/ALQ-41 (вместе с приёмником предупреждения о пуске ракет AN/APR-27) и AN/ALQ-100. Они размещались внутри самолёта, а их антенны — на носках двух внешних крыльевых пилонов. Внутри устанавливалась и система создания помех радиосвязи AN/ALQ-92. Её большая ножевая антенна монтировалась под скуловым лонжероном крыла.

Система создания тактических шумовых помех AN/ALQ-99 размещалась в пяти контейнерах: на всех четырёх пилонах под крылом и под фюзеляжем. В каждом контейнере находились два передатчика и один приёмник. Две антенны контейнера попеременно использовались для передачи и приёма сигналов. Электрическое питание обеспечивалось смонтированными в самих контейнерах источниками, работавшими от генератора с ветрянкой, размещавшейся в его носовой части. Аппаратура создавала мощность помех в 10 раз большую, чем у предшествующих систем аналогичного назначения. Контейнеры были сменные, что позволяло перекрывать различные диапазоны частот. Обеспечив необходимый набор, можно было создавать помехи любому числу источников излучения или комбинировать контейнеры с подвесными топливными баками.

Контрольные приёмники служили для управления работой системы тактических помех и системы дезориентации РЛС. Они обеспечивали реагирование системы дезориентации на сигналы станций противника, а не на сигналы собственных передатчиков помех. Приёмники с антеннами монтировались в большом обтекателе на конце крыла. На самолёте EA-6B Prowler устанавливался универсальный цифровой вычислитель, который обслуживал одновременно AN/ALQ-99 и навигационную систему Полученные от последней данные позволяли ему направлять антенны передатчиков помех на выбранный источник электромагнитного излучения.

Кроме пилота, в экипаж EA-6B Prowler входили три оператора. Старший оператор размещался на правом сиденье рядом с пилотом и обслуживал средства создания тактических помех с полосой частот, занимающей половину общего диапазона. Второй оператор находился во второй кабине справа и обслуживал остальную часть оборудования системы AN/ALQ-99. Третий оператор, сидевший за пилотом, нёс ответственность за систему AN/ALQ-92.

Система создания тактических помех работала в трёх режимах. Первый — с автоматической настройкой, когда бортовой вычислитель классифицировал, выбирал и настраивал передатчики помех для подавления источников излучения. Работа системы в этом режиме контролировалась двумя операторами. В режиме с полуавтоматической настройкой вычислитель находил основные источники излучения, а оператор принимал решение о необходимых мерах борьбы с ними. Система могла работать и с ручной настройкой, когда операторы сами производили поиск (каждый на закреплённом за ним участке спектра частот), опознавали опасные источники и настраивали соответствующие передатчики.

Источник - dogswar.ru