Cамолет ДРЛО E-2A Hawkeye (США)

Cамолет ДРЛО E-2A Hawkeye (США)

Палубный самолет ДРЛО E-2C Hawkeye предназначен для раннего обнаружения воздушных и морских целей и управления действиями палубной авиации при решении задач ПВО и нанесении ударов по морским (наземным) целям. Концепция авиационной системы раннего предупреждения AEW была разработана во время Второй мировой войны. Компания Grumman выполнила проект самолета AEW G-89. который 5 марта 1957 г. был признан победителем конкурса флота США на самолет с большим радаром. Проект представлял собой двухмоторный турбовинтовой самолет с экипажем из пяти человек и обзорным локатором AN/APS-96 с антенной во вращающемся дискообразном обтекателе диаметром 7.32 м, установленном на пилоне сверху фюзеляжа. Для компенсации влияния такой конструкции на устойчивость самолета использовалось V-образное горизонтальное оперение большого размаха с четырьмя килями и двухсекционными рулями направления.

Первый полет опытного самолета под обозначением W2F-1 с турбовинтовыми двигателями Т56-А-8 поднялся в воздух 21 октября 1960 г. Второй опытный самолет с полным комплектом радиоэлектронного оборудования совершил свой первый полет 19 апреля 1961 г. В 1962 г. обозначение сменилось на E-2 Hawkeye (hawkeye — соколиный глаз). На вооружение ВМС США E-2A Hawkeye поступил в 1964 г.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапецевидным крылом. При базировании на авианосце для уменьшения габаритов крыло складывается поворотом назад. Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей T56-A-8 мощностью по 4140 л.с. Над фюзеляжем на пилоне установлена антенна РЛС AN/APS-96 в вращающемся дискообразном обтекателе диаметром 7,3 м.

Модернизация бортового компьютера и установка системы дозаправки в воздухе привела к появлению варианта E-2B. Применение этих самолетов осуществлялось парами на высоте 9145 м с целью обнаружения потенциальной угрозы на большой дальности от вражеских надводных кораблей и самолетов любых типов. Максимальная продолжительность полета без дозаправки в воздухе 6 часов 6 минут.

После проведения летных испытаний летом 1971 г. (первый полет 20 января 1971 г.) началось серийное производство более совершенного варианта E-2C Hawkeye. Он имел расширенные боевые возможности за счет улучшения характеристик основного радиоэлектронного оборудования и увеличения размеров антенн (диаметр обтекателя - до 9,15 м). На его базе создан учебно-тренировочный самолет TE-2C.

Вначале E-2C Hawkeye оснащался РЛС AN/APS-125, способной обнаруживать цели на дальности 370 км. Впоследствии самолет постоянно модифицировался. Начиная с 1988 г. на 18 вновь построенных для ВМС США самолетах E-2C Hawkeye была проведена модификация «Группа-1». Она предусматривала установку РЛС AN/APS-139 с дальностью обнаружения целей типа КР на расстоянии около 270 км на фоне земной и водной поверхности с осуществлением обнаружения до 2000 целей и автоматического сопровождения до 250 целей; размещение двигателей с повышенной примерно на 15% мощностью и улучшенной экономичностью, что позвопипо увеличить время патрулирования самолета в зоне примерно на 15%.

Кроме того, установлена более мощная система охлаждения РЭО, дополнительные антенны системы постановки активных помех, запросчик системы опознавания «свой-чужой» RT-998/A и процессор сигналов OL-67/AP, пассивная система обнаружения «Литтон» AN/ALR-73, группа индикаторов управления AN/APA-172, дополнительные средства связи. Все это позволяет автоматически обнаруживать, определять тип и направление на некоторые виды объектов на фоне сильных помех, с дальности более 800 км определять местоположение источника электромагнитных излучений и идентифицировать угрозу.

С декабря 1991 г. для ВМС США были начаты работы по созданию самолетов E-2C Hawkeye с модификациями «Группа-2». В начале 1993 г. для проведения войсковых испытаний поступило 5 самолетов E-2C «Группа-2». Эта модернизация предусматривает установку новой РЛС с увеличенной дальностью обнаружения до 480 км.

Самолеты E-2C Hawkeye успешно применялись во всех вооруженных конфликтах мира, в которых использовались авианосцы США. На их базе создан вариант транспортного самолета для доставки грузов на авианесущие корабли под обозначением C-2A «Грейхаунд».

Помимо США самолет находится на вооружении ВМС Франции, а также в сухопутном варианте на вооружении Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня и Японии.

Источник - dogswar.ru