Стратегический бомбардировщик Ту-160 (код НАТО - «Black Jack») предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий. Работа по формированию облика перспективного многорежимного бомбардировщика с межконтинентальной дальностью началась в начале 70-х годов. Была выбрана конфигурация самолета с крылом изменяемой стреловидности. Первый полет опытного самолета состоялся 19 декабря 1981 г. В 1987 г. первая серийная машина поступила в войска. Ту-160 — самый крупный изо всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков.
Самолет выполнен по интегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Планер в основном изготовлен из алюминиевых сплавов. Его центральная часть включает в себя фюзеляж, неподвижную секцию крыла, встроенную балку центроплана и мотогондолы двигателей. За оживальным обтекателем носовой РЛС находится отсек БРЭО и герметичная кабина экипажа. Два унифицированных отсека вооружения расположены сразу за кабиной экипажа. Они имеют длину 11 м и ширину 1.9 м. Отсеки вооружения оснащены узлами для подвески необходимой номенклатуры авиационных средств поражения и системами монтажа вооружения. Топливные кессон-баки размещены в неподвижной части крыла и в хвосте самолета. Крыло изменяемой геометрии (от 20 до 65®) обеспечивает полет на различных режимах, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости.
Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение и аналоговую электродистанционную систему управления,что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает радиолокационную заметность. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера. Шасси трехстоечное, со сдвоенными баллонами на колесах, дополняемое хвостовым колесом и тормозным парашютом.
Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе «шланг-конус». Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков. Экипаж Ту-160 располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ЛМ. Система катапультирования позволяет при авариях автоматически покидать машину на любых высотах и скоростях, включая и нулевые. Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных форсированных двигателей НК-32 с максимальной тягой 25000 кгс, размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. Двигатели разделены противопожарными перегородками и полностью автономны.
Самолет оснащен комплексной прицельно-навигационной системой, обеспечивающей автоматический полет и применение оружия независимо от времени суток и метеоусловий и включающей дублированную ИНС, астронавигационную систему, РЛС для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбардировочный прицел. Имеется комплекс РЭП: в хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями, а тепловой локатор, размещенный в задней части фюзеляжа, обнаруживает приближающиеся с задней полусферы УР и самолеты противника. Автоматизированная цифровая система связи обеспечивает устойчивую связь на любом удалении от баз вылета. Применены средства снижения радиолокационной заметности самолета. Машина имеет автоматическую систему ограничения и предупреждения о выходе на предельные режимы.
Кабины экипажа оснащены электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Рабочее место штурмана оборудовано восемью ЦВМ (общее их число на борту самолета — более 100). Традиционный для больших машин штурвал заменен на ручку управления самолетом, как на истребителях. Имеется место для отдыха летчиков, туалет, шкаф для разогрева пищи.
В двух отсеках вооружения может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 45000 кг, в том числе 2 барабанные пусковые установки, каждая из которых может нести 6 стратегических КР типа Х-55 и Х-55М (дальность полета более 3000 км), барабанные пусковые установки с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 на каждой с ядерными и неядерными боевыми частями, КАБ различных типов, термоядерные и обычные бомбы, мины.
Конструктивно Ту-160 близок к американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличие от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске, что значительно снижает ЭПР самолета. Тяжелый многорежимный, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, по единодушной оценке специалистов, является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире. Под фюзеляжем предусмотрено размещение твердотопливной ракеты-носителя «Бурлак», предназначенной для выведения на околоземную орбиту высотой 500-700 км легких искусственных спутников Земли массой до 500 кг.
Источник - dogswar.ru