Снять сауну подробности здесь.
Самолет TB.30 Epsilon для начальной и основной летной подготовки разработан французской фирмой «Aerospatiale». В требованиях по его созданию командование ВВС Франции определило, что он должен быть недорогим, не требовать больших эксплуатационных расходов, но в то же время обладать летными качествами и характеристиками управляемости, сопоставимыми с современными машинами. Первый полет прототипа был совершен в декабре 1979 года. Серийное производство начато в 1983 года. Французские специалисты надеются с помощью самолетов TB.30 Epsilon значительно упростить систему подготовки летчиков.
В частности, предполагается начальную летную подготовку на самолете CAP-10B и основную на CM.170 «Мажистер» заменить обучением только на TB.30 Epsilon, после которого летчики должны переходить к повышенной летной подготовке на реактивном самолете «Альфа Джет». В ходе первых месяцев эксплуатации самолетов TB.30 Epsilon их боеготовность составляла 66 проц., периодические осмотры проводились через 200 ч налета. Командование ВВС Франции считает, что время между осмотрами должно быть увеличено до 400 ч налета, а боеготовность - до 80 проц.
Модель TM-30. впоследствии получившая название TB-30 Epsilon, — это простой и крепкий тандемный двухместный самолет, конструкция которого упорно совершенствовалась фирмой Aerospatiale в течение нескольких лет. Позже планировалась поставка на рынок вариантов связных (четырехместных) и тактических штурмовых самолетов. Первый из двух прототипов поднялся в воздух 22 декабря 1977 г., но затем программа была приостановлена из-за необходимости доработок, поэтому серийный самолет совершил первый полет лишь в июне 1982 г. Французским ВВС требовалось от 100 до 150 самолетов TB-30 Epsilon. 18 самолетов были поставлены португальским ВВС.
Характерной чертой самолета TB-30 Epsilon является металлическая конструкция планера со сроком службы не менее 10000 часов при использовании его в роли учебно-тренировочного военного самолета. Кабина схожа с кабиной боевого реактивного самолета и оборудована для полной начальной подготовки. TB-30 Epsilon имеет низкорасположенное крыло и цельнометаллический фюзеляж, изготовленный из легких сплавов. Кресла инструктора и курсанта расположены тандемом, причем в целях обеспечения лучшего обзора кресло курсанта расположено на 0.7 м выше кресла инструктора. Для облегчения перехода курсанта на боевой самолет оборудование кабины почти полностью имитирует кабину реактивных военных самолетов.
Самолет оснащен четырьмя подкрыльевыми узлами подвески, рассчитанными на боевую нагрузку общей массой до 480 кг, на которые могут подвешиваться два контейнера с пулеметами калибра 7,62 мм, бомбы или ракеты. Способен осуществлять барражирование в течение 30 мин на малой высоте на расстоянии 315 км от базы.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом. Планер изготовлен в основном из легких сплавов. Силовая установка состоит из одного поршневого двигателя AEIO-540-L1B5D мощностью 300 л.с. с двухлопастным металлическим воздушным винтом. Крыльевые топливные баки имеют суммарную емкость 210 л. Кабина двухместная, рабочее место инструктора поднято на 70 мм. Всего на вооружении Франции стоят 154 самолета этого типа.
Специально для экспорта создан боевой вариант самолета TB.30 Epsilon. Его взлетный вес увеличен до 1400 кг, боевая нагрузка составляет 250 кг (при экипаже из двух человек) или 300 кг (при одном летчике). Она размещается на четырех подкрыльевых узлах (внутренние рассчитаны на нагрузку по 160 кг, а внешние - по 80 кг). Самолет обеспечивает применение бомб, НАР и может нести пулеметы в контейнерных установках. Узлы крепления крыла к фюзеляжу усилены, а максимальная расчетная перегрузка самолета с оружием на подкрыльевых подвесках снижена и составляет +6 и -3.
Боевые радиусы действия самолета с различными вариантами вооружения следующие: 210 км. - с четырьмя пусковыми установками с НАР, резервом топлива на 5 мин пребывания в районе цели и 20 кг при посадке и экипажем из одного человека; 430 км - с четырьмя 7,62-мм пулеметами в двух контейнерах и боекомплектом по 500 патронов (резерв топлива и состав экипажа аналогичны вылету с НАР); 300 км - с двумя бомбами калибра 125 кг.
Восемнадцать самолетов было поставлено Португалии. В ноябре 1985 года первый полет совершил TB.30C, оснащенный турбовинтовым двигателем TP 319 мощностью 350 л.с. с трехлопастным воздушным винтом. С 1991 года самолет серийно производился под обозначением TB.31 Omega.
Источник - dogswar.ru