Самолет-заправщик VC10 K.Mk2 фирмы British Aerospace предназначен для дозаправки топливом в воздухе самолетов тактической авиации. Создан на базе пассажирского самолета VC10. При этом используются самолеты, снимаемые с эксплуатации. Так, при переоборудовании первого заправщика был взят самолет VC.10 с налетом 47 000 ч (17 000 посадок). По оценке английских специалистов, в новом качестве он может эксплуатироваться еще в течение 15 лет. Основные конструктивные доработки при переоборудовании гражданских самолетов в заправщики заключаются в установке в пассажирской кабине пяти металлических контейнеров с мягкими топливными баками внутри них, монтаже заправочного оборудования и замене радиоэлектронного оборудования на аппаратуру, аналогичную находящейся на военно-транспортном самолете. Первый полет опытного образца состоялся в июне 1983 года.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей Conway Mk550B тягой по 9890 кгс и обеспечивает максимальную скорость 930 км/ч, скороподъемность у земли 15,5 м/с и практический потолок 13 000 м. Длина самолета 48,36 м, размах крыла 44,55 м, нормальная взлетная масса 140 т. Дальность полета 6300 км, экипаж - четыре человека.
Самолет оснащен двумя подвесными заправочными контейнерами Mk32/2800 под каждой консолью и заправочным узлом в хвостовой части фюзеляжа. Контейнеры имеют выпускаемые шланги длиной 16 м, заправочный узел - шланг длиной 21,5 м. Оборудование заправщика VC-10 K.2 позволяет производить одновременную дозаправку двух самолетов. Производительность одного заправочного агрегата 1270 кг/мин. Топливо для дозаправки размещается в пяти внутрифюзеляжных баках общей вместимостью 70 ООО л. Дозаправкой управляет бортинженер с помощью вращающейся телевизионной камеры. Одновременно с выполнением задач по дозаправке топливом VC.10K.2 может перевозить до 18 пассажиров.
Собственный запас топлива самолета-заправщика, составляющий 81 500 л, находится в крыльевых баках, которые сообщаются с баками, расположенными внутри фюзеляжа. В носовой части фюзеляжа установлена заправочная штанга для приема топлива от других самолетов-эаправщинов. Сообщается, что самолет-заправщик VC-10 K.2, находясь на удалении 7000 км от авиабазы вылета, способен передать другим самолетам около 40 000 л топлива.
Для ВВС Великобритании модифицированы пять самолетов VC.10K.2 (не считая опытного самолета VC.10K.2). Кроме того, из транспортных самолетов «Cynep-VC.10» оборудованы четыре заправщика VC.10K.3 с суммарным запасом топлива 125 000 л (количество топлива для дозаправки 79 500 кг). Разработан усовершенствованный вариант VC.10K.3, получивший обозначение VC.10K.4, на котором дополнительные топливные баки в грузовой кабине не устанавливаются (возможно переоборудование в VC.10K.4 пяти самолетов «Cynep-VC.10»). Судя по материалам иностранной печати, ВВС Великобритании намерены установить на 8-13 стратегических военно-транспортных самолетах VC.10C.1 подкрыльевые топливозаправочные агрегаты (такие самолеты получили обозначение VC.10C.1K), что существенно повысит возможности парка самолетов-заправщиков.
Источник - dogswar.ru