Штурмовик AV-8B Harrier 2 (США)

Штурмовик AV-8B Harrier 2 (США)

На вооружение авиации корпуса морской пехоты ВМС США состоит штурмовик вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier 2, предназначенный для использования в качестве самолета непосредственной авиационной поддержки. Штурмовик AV-8B Harrier 2 разработан совместно американской фирмой «Макдоннелл Дуглас» и английской «Бритиш аэроспейс» на основе конструкции предшествующих модификаций самолетов с вертикальным взлетом и посадкой «Харриер». Для летных испытаний были построены два опытных образца (переоборудованы из AV-8A) и четыре предсерийных, первые полеты которых состоялись соответственно в ноябре 1978 года и ноябре 1981-го. По конструкции самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с высоко расположенным крылом, однонилевым хвостовым оперением и шасси велосипедного типа. В конструктивном отношении AV-8B Harrier 2 в основном аналогичен истребителю-штурмовику «Си Харриер», но имеет более мощный двигатель — ТРДД F402-RR-406A с изменяемым направлением вентора тяги, максимальная статическая тяга 9970 кгс (удельный расход топлива 0,67 кг/кгсч) и увеличенный запас топлива во внутренних (4160 л) и четырех подвесных (по 1130 л) баках. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

Изменение осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. В состав бортового радиоэлектронного оборудования входят: субмиллиметровая система посадки на авианосец, ЭВМ обработки данных воздушной обстановки, высотомер и многофункциональная радиолокационная станция.

В состав РЭО входят инерциальная навигационная система AN/ASN-130A, аппаратура всепогодной системы посадки, система управления оружием AN/ASB-19, центральная ЭВМ AN/AYK-14, система повышения устойчивости самолета при пилотировании AN/ASVV-46, контейнерная станция помех AN/ALQ-164.

Встроенным вооружением самолет не располагает. Под фюзеляжем устанавливается 25-мм пятиствольная пушка GAU-12/U (в левом контейнере) с боекомплектом 300 патронов (в правом). Остальное вооружение размещается на шести подкрыльевых узлах и может подвешиваться в следующих однотипных вариантах: две - четыре УР «Сайдвиндер» и «Маджик» класса «воздух-воздух» или «Мейверик» класса «воздух-земля»; десять УАБ GBU-12; 16 бомб Mk.82; 12 бомбовых кассет; десять ПУ НАР. При взлете с коротким разбегом максимальная взлетная масса самолета 14 060 кг, при вертикальном взлете 8600 кг.

Боевые радиусы действия самолета с различным вооружением: 170 км - с 12 500-фунтовыми бомбами Mk.82 (время нахождения в районе цели 1 ч); 185 км - при вылете на патрулирование (в течение 3 ч); 890 км - с боевой нагрузкой 1800 кг и двумя подвесными топливными баками (профиль полета переменный); 1160 км - при вылете на перехват воздушной цели с двумя УР «Сайдвиндер» и двумя подвесными топливными баками.

В ВМС США самолеты AV-8B базируются на универсальных десантных кораблях (типа «Тарава») и десантных вертолетоносцах («Иводзима»). В Великобритании самолет AV-8B имеет обозначение «Xappиep-GR.9» и состоит на вооружении ВВС. На нем часть бортового оборудования английского производства, а вместо одной устанавливаются две 25-мм пушки.

Технические характеристики

Экипаж: 1 (пилот)

Длина: 14,12 м

Размах крыла: 9,245 м

Высота: 3,551 м

Площадь крыла: 21,37 м?

Стреловидность по линии 1/4 хорд: 30,62°

Коэффициент удлинения крыла: 4,0

База шасси: 3,481 м (между основными стойками)

Колея шасси: 5,182 м (между боковыми стойками)

Масса пустого: 5 822 кг

Масса снаряжённого: 6 097 кг (без боевой нагрузки)

Максимальная взлётная масса: 14 060 кг

Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг

Объём топливных баков: 4 319 л (+ 4 ? 1 136 л ПТБ)

Силовая установка: 1 ? ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406

Тяга: 1 ? 95,86 кН

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 1 063 км/ч

Крейсерская скорость: 706-845 км/ч

Скорость сваливания: 167-245 км/ч (в зависимости от массы)

Боевой радиус: 470 км (c 6 ? бомбами Mk.82 без ПТБ)

Практическая дальность: 2 502 км (без ПТБ без боевой нагрузки)

Перегоночная дальность: 3 293 км (с ПТБ без боевой нагрузки)

со сбросом ПТБ по мере расходования топлива: 3 954 км

Практический потолок: 12 710 м

Скороподъёмность: 81 м/с (без ПТБ без боевой нагрузки с полным запасом топлива)

Нагрузка на крыло: 658 кг/м? (при максимальной взлётной массе)

Тяговооружённость:

без боевой нагрузки: 1,016 (с полным запасом топлива)

при максимальной взлётной массе: 0,695

Длина разбега: 466 м (при максимальной взлётной массе)

Длина пробега: 433-561 м (в зависимости от посадочной массы)

Источник - dogswar.ru